Мечеть в Ставрополе8

Ставропольская мечеть на ул. Морозова

Единственной действующей мечетью в городе Ставрополе, на настоящий день, является молебельная комната на окраине краевого центра, в здании фабрики «Восход». Не представляю каково верующим мусульманам молиться в здании завода, но точно знаю, что держать картинную галерею в самом центре города под куполом минарета — дело в Ставрополе вполне законное и соответсвующее этическим нормам. Да, в Ставрополе, в самом центре города на улице Морозова 12, был и до сих пор есть минарет, минарет последний намаз под которым совершили 8 апреля 1929 года, когда Ставропольскую мечеть, как в принципе и большинство остальных религиозных храмов Ставрополя и СССР, решением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК), закрыли. С 1917 по 1931 годы, согласно «Декрету о земле» и «Декларации прав народов России», все принадлежавшие религиозным организациям церкви, храмы и мечети были переданы народу и стали, таким образом, народным достоянием. То были страшные времена в истории России. Власти проводили массовые аресты религиозных деятелей, взрывали храмы и церкви, пытаясь тем самым полностью уничтожить организованную религиозную жизнь в советском союзе. Всё встало на свои места лишь в 1990 году, с момента вступления в силу закона «О свободе вероисповеданий», за которым в 1993 году последовало распоряжение президента России о передачи зданий, имеющих религиозное и культовое значение, соответствующим религиозныи организациям и одноименной постановление правительства России от 1994 года. И всё бы ничего, но все новые законы и распоряжение стороной обошли ставропольский «Дом Аллаха», который так и не был передан мусульманам города, даже несмотря на многочисленные просьбы о возвращении мечети мусульманской общиной города Ставрополя.

Мечеть в Ставрополе2

Вход в картинную галерею

Сегодня в святом для ставропольских мусульман здании находится картинная галерея пейзажей ныне покойного Павла Моисеевича Гречишкина, известного советского и российского художника. Экспозиция работ Павла Моисеевича оказалась в бывшей мечети по воле Ставропольского государственного краеведческого музея (с 2005 года Ставропольский государственный историко-культурный и природно-географический музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве), которому по решению Ставропольского городского совета от 30.12.1986 и было передано в арендное пользование это здание.

Проект мечетиКогда и кем была построена мечеть города Ставрополя? Ответить на этот вопрос нам поможет историко-архивная справка Санкт-Петербургского государственного университета.  Ставрополь, как впрочем и некоторые другие южные города России (например Моздок), многие называют «Вратами Кавказа». Называют его так потому, что изначально город строился как крепость, форпост на пути Российской империи вглубь Кавказа. Город быстро развивался и несмотря на его исконно русское происхождение, а также статус военной крепости, вскоре стал оживленным торговым и транспортным узлом региона. Сюда съезжались торговцы со всего Кавказа и хотя русское население составляло в разные периоды истории около 85 — 90% от общего, Ставрополь всегда считался многонациональным городом, примером мирных, дружелюбных и взаимовыгодных отношений народностей региона. В городе возводились русские храмы, строились армянские церкви, в самом центре стояла синагога (сегодня здание Ставропольского ЗАГСа, которое также до сих пор не вернули еврейской общине города), а в 1895 году мусульманской общиной города были предприняты первые шаги для получения разрешения и участка земли для строительства мечети. Община подала прошение с 347 подписями в администрацию города.

Мечеть в Ставрополе1

Ставропольская мечеть

Ответственным по всем вопросам связанным со строительством был назначен основатель мусульманской общины Давлет-Гирей Бибердов — абазинский князь, уроженец аула Элькуш (рядом с Кисловодском). Бибердов, будучи человеком в Ставрополе довольно состоятельным, выкупил земельный участок па перекрестке Семинарской и Гимназистской улиц (ул. Пушкина и ул. Морозова), чтобы в будущем посвятить его в вакуф или другими словами безвозмездно передать на религиозные цели. В дореволюционной России, вакуф был основным источником существования большинства мечетей, а также многих образовательных и благотворительных учреждений. В 20х годах, в РСФСР, даже существовало Главное вакуфное управление и специальные вакуфные отделы.

Передав в 1897 году участок в вакуф, Бибердов возложил ответственность за строительство мечети на преподавателя Ставропольской гимназии, мусульманского педагога и просветителя Гасанбека Нуцалова. Однако, после скоропостижной смерти князя Давлет-Гирея Бибердова, возникло множество причин и бюрократических сложностей, мешавших началу строительства. В 1908 году, известный осетин, друг Коста Хетагурова, Уполномоченный старший советник Ибрагим Бойевич Шанаев (1848 года рождения), уже известный нам мулла Гасанбек Нуцалов, а также Джантемиров Бек-Мурза Бонухович организовали Ставропольское мусульманское благотворительное общество, целью которого являлся сбор благотворительных средств на строительство мечети, а также на проведение нравственно-воспитательной работы с мусульманскими жителями города. Общество было успешно зарегистрировано в 1909 году, когда 27 января ему был присвоен номер в реестре. Спустя 4 года, в 1913, мусульманская община города Ставрополя наконец-то получила в свои владения долгожданный земельный участок на ул. Морозова, где располагалась усадьба Бибердова. Мечеть было решено строить по проекту известного Ставропольского зодчего Григория Павловича Кускова, творениями которого также являлась церковь Андрея Первозванного на ул. Дзержинского, Евдокиевсквая церковь и около 50 других православных храмов, мечетей и буддийских хурулов по всему Ставропольскому краю, за что в городе его называли «церковным строителем». Магометанская мечеть, которая была возведена на ул. Морозова имеет один цилиндрический минарет, представляющий из себя трехярусную башню. Однако, задумке Кускова не суждено было быть реализованной полностью, так как с началом 1 мировой войны строительство мечети пришлось прервать и тексты из Корана, а также различные фрески и картины, которые планировалось нанести после окончания штукатурных работ остались в проекте. Тем не менее, внешне мечеть была полностью закончена, став одним из самых успешных проектов Кускова. Как и многие ставропольские здания, мечеть была выполнена из популярного в то время натурального камня известняка (ракушечник), из которого к примеру была возведена и крепость вокруг города. В 1915 году, ставропольская мечеть открылась и в ней стали проходить службы.

Мечеть в Ставрополе3

Картинная галерея пейзажей заслуженного художника России П.М. Гречишкина

По словам местных жителей, особенно людно у мечети было по пятницам, когда на молитву приезжали со всего города. К сожалению, по назначению мечеть использовалась лишь 15 лет, до мая 1930 года, когда согласно постановлению ВЦИК и СНК, мечеть, в рамках работ по изъятию церковных ценностей, была реквизирована советской властью. С тех пор, на протяжении 56 лет, в ставропольской мечети размещалась часть краевого архива. Ну а в 1986 году, как я уже говорил в самом начале статьи, здание передали Ставропольскому краевому музею, после чего и по сей день здесь располагается известная на всю страну галерея Гречишкина.

Мечеть в Ставрополе6

Памятник градостроительства и архитектуры федерального значения «Мечеть»

Всего через 2 года, восхитительному памятнику архитектуры и святому для мусульман города месту, Ставропольской мечети, исполнится 100 лет. Хочется верить, что до того времени власти и администрация города откликнется на просьбы верующих вернуть здание мусульманской общине. Сегодня, проблема возврата здания мечети обсуждается на многих форумах города. Однако внятного решения принято до сих пор не было, ведь возвращение религиозных ценностей, находящихся в составе музейного фонда Российской Федерации, происходит лишь по решению суда. Не удивительно, что отказы властей вернуть мечеть ранят чувства верующих мусульман. А причины отказа, зачастую довольно сомнительны. К примеру, власть полагает что мечеть не может находиться в центре города, так как проводимые в ней службы нарушат покой проживающих вблизи ставропольчан и предлагают возвести новое здание где-нибудь на окраине Ставрополя. С другой стороны, в центре города расположено несколько христианских храмов и покою горожан, проводимые в них службы, не мешают. Причин отказа в передачи здания мечети мусульманской общине довольно много. Однако в 2010 году было создано так называемое Духовное Управление Мусульман (ДУМ) ставрополья, которое одной из целей своей работы считает возврат мечети верующим мусульманам города и края, которых здесь кстати более 500 тысяч.

Мечеть в Ставрополе5

Мечеть в Ставрополе

Представитель ДУМ, Муххамад-Хаджи Рахимов, ведёт переговоры по этому вопросу с правительством края. Сегодня уже известно, что до возвращения мечети на ул. Морозова, на окраине Ставрополя, мусульманам планируется выделить довольно внушительную территорию для строительства целого комплекса зданий религиозного назначения. Удаленность такого комплекса, включающего в себя мечеть, мусульманское учебное заведение — медресе, резиденцию Духовного Управления Мусульман, общежитие и другие необходимые объекты инфраструктуры, по задумке не будет сказываться на повседневной жизни ставропольцев. По словам М.-Х. Рахимова, историческая справедливость вскоре восторжествует и здание старой мечети на ул. Морозова также будет рано или поздно передано верующим, во что очень хочется верить. В религии должны отсутствовать какие либо двойные стандарты. Люди имеют право выбирать во что им верить, ведь такое право гарантировано им конституцией России. А в таком многонациональном регионе как Ставрополье, к религиозной толерантности должно проявляться повышенное внимание. Ведь всем православным жителям Ставрополя так приятно наблюдать за тем как воздвигаются новые храмы и церкви, к примеру Казанский кафедральной собор на крепостной горе или Крестовоздвиженский храм на Голенева. Почему же не вернуть мусульманам мечеть, а евреям синагогу? Ведь только так можно достичь взаимопонимания и только так, уважая религию, традиции и культурные ценности соседа, можно наладить полноценный диалог. Возвращение религиозным общинам культовых зданий должно происходить без каких либо конфликтов и напряжения, а усилия к этому должны прилагать не только религиозные деятели, но и власти города, а также его жители. В жителях города нужно воспитывать толерантность, а не разжигать ксенофобские настроения. И если представители власти, жители города, а также религиозные общины проявят добрую волю и пойдут навстречу друг другу, то большинство межэтнических проблем можно будет считать исчерпанными, а межконфессиональные отношения придут в гармонию, укрепляя духовные ценности ставропольцев.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. Ставропольская мечеть на ул. Морозова, 12 находится в собственности Ставропольского государственного краеведческого музея, который в свою очередь с 1986 года содержит здесь экспозицию картин художника П. М. Гречишкина. Власти города не планируют передать мечеть мусульманской общине, предлагая взамен строительство нового религиозного комплекса за пределами городского центра. Духовное управление мусульман ставрополья, однако, не теряет надежды на передачу им мечети.

Отсюда следуют обоснованные вопросы:
1. Почему мечеть в Ставрополе до сих пор не была возвращена мусульманам города?
2. Что мешает передать мечеть мусульманам Ставрополя?
3. Когда состоится и состоится ли вообще передача мечети? Стоит ли ожидать возвращение мечети к столетию её основания?
4. Когда начнется и начнется ли вообще строительство новой мечети за пределами центра города?
5. Куда будет перенесена выставка пейзажей Гречишкина, в случае передачи мечети мусульманам города?
6. Нарушит ли возврат мечети мусульманской общине спокойствие проживающих здесь горожан?

Мечеть в Ставрополе7

Выставка пейзажей

Думаю, большинству людей, читающих эту статью, интересно будет узнать ответы на эти вопросы, которые в свою очередь должна предоставить администрация города, правительство Ставропольского края, представители Духовного управления мусульман ставрополья, а также дирекция Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.

_________________________________________

Все права защищены. Копирование и публикация возможны только с указанием источника (http://bekassow.ru/).

  1. lida:

    Это конечно все интересно ваши выводы по поводу ущемления прав мусульман в Ставропольском крае. Могу сказать только одно, что местные власти никогда не пойдут на передачу мечети мусульманам,т.к. вы уже ранее говорили-это центр города не далеко находится христианский храм,и как вы это себе представляете 5 раз в день мулла призывает на молитву и тут же звучат колокола ,кроме мусульман в Ставрополе живут еще другие верующие зразу же начнутся расприи по поводу кто и как должен молится кто кому мешает…а второй Кавказской войны нам не надо…..также было несколько судебных заседаний между общиной мусульман и музеем,все судебные заседания вынесены в пользу музея…..на счет проведения служб в мечети их не было,единственное проводились когда в здание был госпиталь….и по просьбам верующих приглашали муллу…….Но я не спорю с вами что мусульманам нужна мечеть….в нашей стране прописано о свободном вероисповедание…..и я считаю если и строить то не в черте города,чтобы не ущемлять не чьи права,так как изначально Ставрополь строился как город крепость…и строились здесь христианские храмы……а если построить еще и мечеть в центре города,то представите что будет творится с другими общинами,начнется перетягивания одеяла на свою сторону…….

  2. bekassow:

    Лида, понимаете в чем дело… Речь ведь идет о двойных стандартах, которые так не любят в России. Государство светское? Да. Свобода вероисповедания прописана? Да. Почему тогда колокольня может звонить в центре города, а мулле молиться нельзя? Прекрасно Вашу позициию понимаю и в целом согласен, что ситуация непростая. Единственное, в чем уверен, так это в том что мечеть нельзя использовать под картинную галерею, библиотеку или бассейн. В крайнем случае, можно было бы просто отказаться от проведения служб в центральной мечети, но открыть ее двери для верующих. Бояться, враждовать или относиться с опаской нужно вовсе не к тем, кто идет молиться.

  3. Deniz:

    Беда прямо! До сих пор не можем избавиться от советских отголосков!
    Очень красивое здание! Кстати, внутреннее убранство почти полностью утеряно:-(

  4. Надоело:

    Главная опасность — не мифические банlдиты из подворотни, а реальные грабители,педофилы и насильники из азиатских республик и Закавказья. К власти в регионах рвутся бандиты с исламистским уклоном.Но маскируются по неких мусульман «нового толка». Но все они — мусульмане!Все до единого.Идёт целенаправленная компания по ослаблению славянской нации как гаранта стабильности в регионе. Пока это получается с наибольшей результативностью в мегаполисах. Исламисты даже не скрывают, что их цель-создание единого халифата (государство Туран) на постсоветском пространстве. И плевать они хотели на другие религии. При этом они морочат нам голову словами «толерантность», «равенство», «демократические ценности», «религиозное меньшинство». Ну а хор купленных правозащитников им в этом помогает. Толерантность уже довела в Дании, что в некоторых муниципалитетах ,где большинство мусульман, попросту отменили Рождество. Зато на мусульманские праздники денег не жалеют . Вот вам и «толерантность по мусульмански». Они не церемонятся с другими религиями. Гнать уродов домой. Пора установить нулевую терпимость(попросту терпеть) нелегалов-мигрантов, обкуренных джигитов и табор-распространителей «дури». Если будем терпеть дальше, потеряем будущее и своё, И НАШИХ ДЕТЕЙ.

    • Азрет Джатдоев:

      У вас «крыша худая» держите ее крепче обеими руками, а то ветерок дунет, и останешься без нее. С твоей логикой нужно ехать на 150-200 лет назад.

  5. Мусульманка:

    А почему Христианским Храмам можно находится в центре города, а мечетям нельзя? Ставрополь находится на Северном Кавказе. И здесь должен быть мечеть..

    • ставропольский:

      не нравится — собирай манатки и уезжай туда, где мечети в центре города. Здесь ты нам не нужна.

      • Азрет Джатдоев:

        А где ты был 200 лет назад? Или ,по твоему, «летоисчисление» справедливости должно считаться по твоим «примитивным» понятиям?

      • Иса:

        Кому не нравится мечеть в центре Ставрополя могут сами валить туда, где этих мечетей нет.

  6. Мда:

    Эта страна крещенная, страна является хранительницей Православной Христианской религии. Кавказ находится на территории России. Поэтому колокольни Христианских Храмов буду звонить вечно, не спрашивая никого… «Ставрополь находится на Северном Кавказе. И здесь должен быть мечеть..» — идите поспите… Мне вас всех жаль

  7. Мда:

    P.S Пора поднимать казачество на Ставрополье, кстати этим уже вплотную занялись.

  8. Изгнание диавола:

    Отче наш, Иже еси на небесех!
    Да святится имя Твое,
    да приидет Царствие Твое,
    да будет воля Твоя,
    яко на небеси и на земли.
    Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
    и остави нам долги наша,
    якоже и мы оставляем должником нашим;
    и не введи нас во искушение,
    но избави нас от лукаваго.
    Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
    Аминь.

  9. За мир:

    По большому счету, если разобраться, это были земли Черкесии, и предки «надоело» были тут пришельцами, как и все остальные, и корни здесь положили не русские, поэтому слово «гнать» здесь было неуместно. В первую очередь ты показываешь менталитет своего народа, научись соседей уважать, чтобы тебя уважали. В Ставрополе мусульмане не ходят с недовольными лицами от церковной колокольни, это как минимум уже уважение. Церкви построены во всех районах города и православным не составляет особо труда до них добираться и свободно исповедуют религию. Точно также и мусульманской общине должно быть легко это делать. Ведь равноправие в России. Вы не хотите этого потому изначально у вас ненависть мусульманам. Везде взрывы, совершаемые подставными лицами, которые валят на мусульман и в вас специально зарождают ненависть. Настоящий правоверный мусульманин не позволит себе такого. И в мечеть ходят только правоверные мусульмане. Если вы чего-то боитесь то есть полиция, которая может сутками охранять район мечети. Компромисс везде можно найти. И пока не будет равноправия в религиозной части, то тут никакого союза и дружбы не будет.

  10. Татарин:

    Я думаю, если не решится вопрос с мечетью положительно — нужно сносить все церкви в Исламских республиках.

  11. Ислам:

    Во всех исламских странах есть церкви, и мусульмане живут мирно с христианами, так же и христиане, которые ходят в церковь, и молятся там, тоже мирно уживаются с исламом. Возмущаются чаще всего те, которые в церковь ходят рас в жизни, наверное. Люди, которые ничего не знают об исламе, «понаслушав» лапши, которую передают сми, делают очень не справедливые выводы. Нет более мирной и понимающей религии, чем ислам, а тот, кто сомневается в этом, пусть хотя бы рас сам попытается узнать ислам, хоть часть его, не делая выводы из своего больного воображения. Чем мечеть и церковь будут мешать друг другу? В церкви пусть молятся христиане а в мечети мусульмане, при этом, не трогая друг друга. Церковь пусть звенит в свой колокол, а мечеть зовет азаном. Богобоязненные проявят терпение и понимание друг к другу.

  12. таулу:

    очень обидно(((( как можно было Дом Аллаха превратить в галерею((((аж слезы на глазах…..я за то что бы во всех мусульманских странах снесли церкви если на то пошло!!!!

  13. Муслима:

    Спасибо за интересную статью, никогда бы не подумала, что в Ставрополе нет мечети.
    По своему многолетнему опыту проживания в Каире могу сообщить, что христианская церковь и мечеть, располагающиеся на одной улице, вполне адекватное явление. Очень жаль, что в такой большой многонациональной и мультиконфессиональной стране мы так и не научились быть терпимыми друг к другу.

  14. МДИ:

    Я думаю есть выход ВСЕ ДО ЕДИНОГО религиозные центры поломать и построит заново на окраине города Ставрополя .ЛЮДИ должны принять религию осознав в вере а не призывом в колокола , или азаном , или по моде , а может за компанию с друзьями повеселится в храмах . Мечет сейчас не возвращают может это и хорошо , за это время стойкость в вере будет сильна и люди будут бежать в новый мечеть . На крепостной горе в старой части города построили церковь , забивали сваи содрогалась земля , вокруг старые постройки .

    • Азрет Джатдоев:

      Зачем далеко ходить? У нас в Кисловодске храм и мечеть находятся рядом. Есть конечно противники этого, как с одной, так и с другой стороны ,но поверьте мне, это далекие от веры люди. У действительно верующих людей никаких проблем нет и никто никому не мешает.

  15. Рустам:

    Я живу в КЧР и поверьте, у нас в ста метрах стоят Мечеть и Церковь. И что то мы не Орем как некоторые. Мы ведь позволили христианам построить Храм. Так в чем же дело, может просто мусульмане лучше некоторых?

  16. ислам истинная религия,на ваший правой руке палцами написано Аллах на арабском,если кто задумаеться то признаёт это если не помешает ему его гордость, и высокомерие,ведь это земля не принадлежит какому та народу она общая,и у каждого есть свои права.

  17. Olia:

    Я так думаю, что мечеть не передают мусульманской общине, поскольку не хотять что бы в центре города 5 раз вдень, каждый день ,звучал азан, поскольку люди не привыкшии к этому будут возмущаться. И азан в 4 утра выдержит не каждый, если тебе на работу в 6 вставать. Но как уже написанно выше, что могли бы передать мечеть мусульманам с условием , что службы проводиться не будут, но мечеть будет открыта для верующих, я считаю это один из выходов.

  18. Olia:

    И люди предлогающие снести все церкви в исламских республиках и государствах, не являются истенно верующими людьми, поскольку подобляются тем же не верующим которые отдали мечеть под картинную галерею. И дай Бог, что бы мы жили всегда в мире, дружбе и в уважении к другим национальностям и к другим религиям. Поскольку мы живем в одной стране и должны быть едины и понимать, что мы друг другу не враги. Желаю всем мира.

По материалам TodayNews.kz