Сахара

Красный песок Сахары. Тунис

Устали от антиарабской пропоганды и всяческого навязывания средствами массовой информации образа араба-террориста, хочется прокатиться по пустыне на арабском скакуне, попробовать настоящего кускуса и рахат лукума, окунуться в волшебство Тысячи и одной ночи, отправиться на дромедаре (одногорбый верблюд) в Сахару? Тогда забудьте о своих страхах и езжайте на север Африки. Если в Ливии или Египте сейчас не совсем спокойно, то в Тунисе или например в Марокко — настоящий рай для любителей арабской экзотики.

Сегодня расскажу о Тунисе, об острове Джерба и о том как попасть в пустыню Сахара на одном конкретном примере. Не буду заниматься сравнениями туроператоров или гостиниц, а расскажу о том что пережил сам, о том увидел своими глазами и услышал своими ушами.

Было решено ехать в Тунис, на остров Джерба. Предложения и горячие путевки искали на сайте ab-in-den-urlaub.de. Результатом поиска оказалася недельная поездка в 4-звездочный отель Green Palm, на острове Джерба. Туропратором стала немецкая компания FTI — предпочтений в туропреторе, в принципе, никаких не было, но компания известная в Германии. Посмотрели фотографии отеля на booking.com, почитали отзывы туристов, нарыли все что только могли в гугле. Все устраивало: полупансион, чистый и просторный отель в 2 минутах от моря, со своим собственным пляжем, с внушительным бассейном и прочими приятными мелочами, присущими серьезному 4-звездочному отелю. Продолжительность тура с 10 августа по 17 августа. Вылет из Франкферта в аэропорт острова Джерба вечером, в 19.25. Обратный рейс, днем в 14.10. Таким образом, получается ровно 6 полных дней, без перелетов и переездов. Цена поездки — 1295 евро на двоих человек, включая завтрак и ужин,транфер в гостиницу и обратно, а также посещение хаммама и гоммаж (на которые у нас так и не хватило времени).

Из Дортмунда до Франфурта добирались на своей машине, на что ушло около 2 часов 30 минут. В аэропорту Франкфурта есть такая парковка — Holiday Parking (парковка на время отпуска), место на которой стоило 69 евро на одну неделю. Место можно было забронировать, но когда мы спохватились, было уже поздно, так как возможность бронирования истекает за несколько дней до приезда. Позвонил в аэропорт, где мне сказали что может быть и повезет и вообще каждый день по-разному. Поехал вслепую. У въезда на парковкустоял микроавтобус службы Франкфуртского аэропорта. Сказали, что парковка забита, мест нет, что они приносят свои извинения и все такое. В качестве компенсации вручили талон со скидкой на парковку у терминала — Parking 3. Общая стоимость составила всего на 10 евро больше. Так что можно сказать, что с парковкой получилось даже лучше, ведь от Parking 3, в отличии от Holiday Parking, не нужно было добираться до терминала на автобусе. Вообщем — шикарно. Ставишь машину, заходишь в лифт, спускаешься, 5 минут по терминалу и ты уже у своей стойки регистрации. Зарегестрировались и в хорошем настроение уселись в самолет авиакомпнаии Tunisair, которым оказался 737 Boeing. Скажу честно — далеко не самый свежий Боинг из тех, на которых я летал. И туда и обратно, через неделю, во Франкфурт, полет прошел нормально. Предлагают горячую картошку с курицей, булочку и прочие местные блюда. Еда довольно сносная и обслуживание тоже, даже учитывая тот факт, что был Рамадан.

Tunisair

Тунисские авиалинии. Самолет авиакомпании Tunisair в аэропорту города Франкфурт

Перелет от Франкфурта до аэропорта города Джерба — Zarzis длился около 3 часов. Разница с Германией составляла один час, так как часы в Тунисе не переводят на летнее время. В зоне пограничного контроля аэропорта Zarzis, я насчитал 18 стоек. Работало, правда, только 2 на несколько одновременно прилетевших рейсов. Очередь была довольно внушительная, но внутри работал кондиционер, так что терпимо. Температура на улице, в 11 часов вечера была +37 градусов. Трансфер до гостиницы осуществлялся на каком-то средненьком микроавтобусе. Ехало нас около 8 человек — довольно быстро.

Первое, что бросается в глаза, когда выходишь из здания аэропорта — это конечно же люди. Женщины в чадре или хиджабе, мужчины в легкой светлой одежде. В шортах ходят только туристы. Местные, как правило, в светлых штанах и рубашке. Людей к аэропорту и из аэропорта подвозит самая разношерстная техника — новые рейсовые автобусы, разбитые желтые такси, пикапы, мопеды, микроавтобусы… Людей много — все улыбчивые, дружелюбные, спокойные. Солнце уже зашло и все могли есть и пить. В Рамадан, арабская ночь вообще незабываема.

В гостинице оказался довольно большой и просторный холл. Все выдержано в национальном стиле Туниса — круглые каменные своды, алюминиевые лампы, деревянная мебель, огромные клетки для попугаев, глиняные горшки и разноцветная стеклянная мозаика. Везде в гостинице можно курить, плюс есть еще и кальянная комната (кальян на арабском называется «шиша») — с одной стороны, не самый радостный факт для людей не курящих, но с другой запаха сигаретного дыма ни в номере, ни в самой гостинице, за счет хорошей вентиляции, практически нет — зато ароматно пахнет фруктовой шишей. Отель рассчитан на 170 номеров. Во внутреннем дворе расположен один, но довольно большой бассейн с разной глубиной дна для детей и взрослых, а также небольшой «лягушатник» для совсем маленьких. Единственный минус бассейна — чрезмерное хлорирование. В воде незаметно, но купальники и полотенца потом заметно пахнут хлоркой. Да, кстати, есть еще и один крытый бассейн. Везде чисто и сухо. В номере убирают неплохо. Единственное, что показалось странным, так это то, что запас шампуня, мыла и геля для душа пополняли не каждый день, впрочем как не каждый день меняли и полотенца. После того, как стал оставлять  1/2 динара на подушке, перед уходом на пляж — проблема испарилась.  Полный пансион гостиница не предлагает. В полупансион входит завтрак и ужин. Всегда подают горячие блюда, супы, кускус, жарят блины и т.д. Вечером все напитки платные. Бутылка воды стоит 1 динар 800 миллимов, то есть около 90 евроцентов. Вообще, все безалкогольные напитки в гостинице, в том числе кофе, чай и коктейли совсем недорогие. Здание отеля трехэтажное, вокруг холла на каждом этаже тянутся веранды, где как и в холле стоят удобные плетеные кресла. Везде работает WiFi. Во всех номерах есть балкончик. Отель находится в 500 метрах от собственного пляжа, где всегда есть лежаки, зонтики и где работает бар отеля, в котором можно расплачиваться карточкой гостиницы, так что нести на пляж кошелек совсем не обязательно. Отель хороший, но пляж можно найти и получше, например на такси можно доехать до пляжа гостиницы El Mouradi или Club Med. От Green Palm туда где-то 5 минут и 3 динара (1,5 евро). На пляже любого отеля всегда есть охранники, которые выполняют роль спасателей и следят за тем, чтобы на пляже отдыхали только клиенты гостиницы. Поэтому, если поедете на другой пляж, заходите на него со стороны той гостиницы, которой он принадлежит — так к Вам не возникнет вопросов и можно будет занять лежак с зонтиком от солнца. Если будете идти вдоль берега, то охранник может поинтересоваться здесь ли Вы остановились и если выяснится, что нет — попросит уйти. В Тунисе, пляж и вход в море может принадлежать отелю, поэтому купаться, в идеале, можно только на диких пляжах или пляже своей гостиницы. Однако за неделю отпуска, покинуть пляж клуба Med попросили только один раз. Подошел охранник, спросил здесь ли мы гостим. Врать не стал — сказал честно, что нет. Объяснил, что здесь очень нравится и вообще, что хотели бы отдыхать здесь. Спросил, можно ли заплатить за лежак и зонтик и остаться здесь. Секьюрити был очень спокойный и на французском объяснил, что это запрещено. Предлагал ему деньги — не берет. Отошли на 5 метров до дикого пляжа, с абсолютно идентичным песком и морем и отлично провели там несколько часов. Потом еще успел познакомиться с этим охранником, оказавшимся довольно милым человеком.

Рынок

Рынок на острове Джерба. Тунис

Теперь о самом острове. Остров Джерба — самый южный туристический центр Туниса. С одной стороны, остров совсем маленький, около 30 км в диаметре. С другой — это самый большой остров у северного побережья Африки. Такси на острове очень дешевое, а дороги вполне приличные, поэтому все города объехать можно за пару дней. Максимальная скорость на острове — 70 км/ч, но ездят все очень быстро. Больших городов всего 2 — это столица острова Хумт Сук, где живет около 65 тысяч человек и город Мидун c 15 тысячами человек. Здесь особенно интересно, когда открыты рынки, на которых торгуют всем чем попало: одеждой, очками, цепями, финиками, кожей, игрушками для детей, глиняными изделиями, местными пряностями, оливками и т.д. и т.п. Лаже если ничего не покупать, то сходить посмотреть на все своими собственными глазами стоит. В Рамадан, самые оживленные рынки проходили ночью. Вообщем-то думаю и в любой другой летний месяц, идти все таки лучше после захода солнце… все-таки Африка, жара, можно и солнечный удар получить. Вообще, раз уж я заговорил про рынки, то расскажу и про местный «маркетинг/менеджмент». Если Вы впервые в Туниси, то запомните одну простую вещь — в глазах любого местного жителя, Вы — это олух буржуй с напитыми деньгами сумками. Обдурить, раскрутить на деньги и на абсолютно ненужную покупку пытаюся абсолютно все. Все начинается так. Вы поселились в гостинице и решили выбраться в город. Сели в такси и первое, что услышали, когда вышли — «Привет! Как дела? Ты что, не узнаешь меня?» — от совершенно незнакомого человека. Говорят конечно же сначала на французском, если не реагируете, то на немецком и т.д., что в принципе не важно. Это — стандартное начало каждого второго развода. Ествественно, что Вы не знаете человека и так и говорите: «Нет, не узнал(а)». Тогда он отвечает что-то типа: «Ну как же?! Я ведь блины у тебя в гостинице пеку!». Ну и дальше пошло поехало. Если поддерживаете беседу, то Вас обязательно затащат в какой-нибудь магазин и попытаются «втулить» полную ерунду за баснословные деньги. Случается это так часто, что к концу поездки, когда к нам подходил очередной тунисский псевдодруг, на вопрос не узнали мы его, мы с женой практически в один голос отвечали: «Конечно узнали! Иди сюда! Как сам?», ну или что-нибудь в этом роде. К такой реакции они, конечно не готовы. В прочем, как реагировать можете решать сами. Полет фанатазии не ограничен. Вообще, в магазин затащить могут практически в прямом смысле слова. Местные вообще не стесняются физического контакта. Человек на улице может взять тебя за руку и тянуть куда-то, объясняя на одном из европейских языков, что он тебе сейчас что-то будет «впаривать». Набор товаров, которые Вам предложат, тоже стандартный. Просишь ты или нет, но тебе обязательно устроят демонстрацию волшебного верблюда — это местный керамический чайник, выполненный в форме местного одногоробного верблюда, сверху в который вливаешь одну жидкость, переворачиваешь и снизу вливаешь вторую жидкость, все это волшебный способом не выливается наружу, а смешивается внутри и льется обратно только через носик. Следующий стандартный сувенир — волшебная лампа (у низ там все волшебное… волшебный верблюд, волшебная лампа, волшебное платье и т.д.), которая состоит из керамических частей и использовать можно которую как подсвечник, пепельньцу или вазу. Цена всему, что предлагают такие торговцы, завышена минимум на 70%.

Остап Бендер

Тунисский проходимец пытается завысить цену на товар

Самый яркий пример, это покупка одних французов, с которыми мы познакомились в отеле. Их завели в такой магазин и предложили «волшебную» лампу за 60 динаров (30 евро), но они не промах и сторговались до 25 динар (12.5 евро), чему были безумно рады и чем потом еще весь отпуск гордились. Мы не стали их расстраивать тем фактом, что абсолютно такие же лампы продаются в магазине напротив отеля за 3 динара 500 миллимов (1 евро 75 центов). Торговаться можно и НУЖНО везде, кроме магазинов с надписью Fixed Prices (постоянные цены) и тех мест, где на товарах написана цена. Всякое бывает. Ну завели Вас в магазин, устроили демонстрацию сувениров (пусть Вы и не просили), достали пакет и уже начали складывать туда всякое барахло, то просто вставайте, говорите спасибо и уходите. Если же Вам действительно что-то понравилось в магазине и Вы знаете цену этому товару, а также умеете тогроваться — торгуйтесь. Если не будете торговаться в Тунисе, то не сможете прочувствовать его полностью и не окунетесь в эту удивительную романтику арабского рынка. Единственное что, нужно быть подготовленным и чувствовать себя уверенно. Да, так вот, рынки, магазины, лавки, портные, торговцы глиняными горшками и так далее, есть не только на рынке в Хумт Суке и Мидуне, но и в остальных небольших городках острова. К примеру, можно съездить в город Гуелала (Guellala) — центр производства глиняных изделий. Местные все делают своими руками. Вещицы очень даже интересные. Гончарное дело сюда завезли еще греки, но жители Туниса считают его своим и очень этим гордятся. Впрочем гордиться есть чем. Да, если будете кататься по острову, то загляните еще и в печально известную синагогу Эль-Гриба, что в городе Эль-Рияд. Синагога известна не только терактом 2002 года, когда здесь в результате взрыва погиб 21 турист, 14 из которых были немцами, но и тем, что она является одной из древнейших синагог мира, самой крупной синагогой Африки и место хранения одного из самых древних свитков Торы. Так что, не ленитись, садитесь в такси и посвятите острову пару дней — будет что вспомнить.

Объехав все на острове несколько раз за пару дней, становится скучно и задумываешь о том, чтобы рвануть на континент, а точнее в Сахару, самую большую пустныю на планете, до которой от Джербы рукой подать — около 3 часов на внедорожнике. Особенно интересно, что по пути из Джербы в пустыню можно заглянуть в так назваемые «хранилища», где снимались Звёздные войны, пересечь известную каменную пустню и другие достопримечательные места. Вообщем, в двух словах — «полный фарш». Туры есть разные, но нами была выбрана однодневная поездка до озаиса Ксар Гилане (Ksar Ghilane) и обратно стоимостью 115 евро с человека. В гостиницу за нами заехали в 6 утра.

Toyota

Экскурсионные внедорожники Land Cruiser по маршруту Джерба — Сахара

Всего было два внедорожника Toyota Land Cruiser, один наполненный французами, другой немцами. Французы себя вообще очень уверенно чувствуют в Тунисе, как-будто страна так и остается их африканской колонией. Да это в принципе и не удивительно. Экономика страны во многом зависит от туристов, а французы составляют их значительную часть. При этом всё местное население говорит на французском, зачастую и в больших городах даже лучше чем на арабском. Поездка рассчитана на 11 часов, включая дорогу туда и обратно, а также посещение всевозможных достопримечательностей. От туристической зоны до оазиса всего 160 километров, но большая часть дороги гравийная, везде песок, ямы — один словом не автобан. Зато ехать было весело. Нашим водителем был очень калоритный местный араб, в национальной одежде, который не соблюдал рамадан, не говорил ни на одном языке кроме арабского и водил как потенциальный победитель гонки Париж — Дакар. Остановки делали как минимум какждые 45 минут. Первый раз остановились в каком-то придорожном кафе, где нам рассказали как, куда и зачем мы поедем. Забавно, что если мы останавливались где-то и там было кафе, то наш «экскурсовод» вместе с водителем обязательно успевали заглянуть туда, выпить чашечку мятного чая и выкурить сигаретку за стойкой бара. Самой впечатляющей остановкой по пути в Ксар Гилане, была остановка на стыке песчанной и каменной пустынь, в нескольких километрах от города Меденин.

IMG_2664

Вид на серпантин с возвышенности недалеко от начала каменной пустыни. Тунис. 2012 год.

Сначала, несколько километров подъема по серпантину и вот ты стоишь над пропастью — лучше посмотреть фотографии, чем пытаться описать эти переживания словами. До озиса была еще одна остановка, уже в пустыне, у одинокого домика, в котором также можно было выпить кофе или чай, купить местные сувениры, сходить в туалет и вообще отдохнуть от тряски. В Ксар Гилане мы приехали ориентировочно в 10 утра. Здесь уже стояла 40 градусная жара и дул самум (сухой пустынный ветер), наполняя карманы, глаза, уши и все все все мелким красным песком Сахары. Мой совет — позаботьтесь заранее о том, чтобы как можно лучше подготовить к поездке в пустыню свой фотоаппарат. Песок действительно забивается везде. К примеру, когда я приехал в гостиницу, то обнаружил, что линзы моих новых оптических очков, которые лежали в своем оригинальном чехле, который в свою очередь был в кармане застегнутого на молнию рюкзака, оказались слегка расцарапанными. Песчинки все таки добрались до чехла и местах соприкосновения с ним линз, оставили царапины. Похожая ситуация и с объективом. Фотоаппарат я заранее запаковал в тканевой чехол, который соорудил сам из подручных средств перед поездкой, но песок добрался до кольца фокусировки и теперь оно немного хрустит — понесу на чистку в Canon.

Kamera

Импровизированная защита фотоаппарата от песка.

Оазис Ksar Ghilane совсем небольшой, около одного квадратного километра и используется в основном как место для кемпинга, заброшенными сюда туристами-романтиками. Озис образовался вокруг бьющего посередине источника пресной воды. И хотя вода в нем кристально чистая и прохладная, пьют её только верблюды. Здесь есть еще и парочка кафе, где можно выпить холодную колу, а также небольшой водоем, в котором можно охладиться после поездки в пустыню. Но все это — конечно не главная достопримечательность озиса. Главная — это огромная стоянка верблюдов, на которых можно покататься по пустные и ощутить себя самым настоящим таурегом или бербером. Когда ты уходишь далеко за красные барханы и уже не видно ничего кроме бескрайней красной пустыни, поднимаемгого ветром красного песка, голубого неба и желтого испепеляющего солнца, то переживаешь нечто, что сложно описать словами. Думаю примерно тоже самое испытывают моряки оказавшиеся в далеке от берега, наедине с морем. Очень красиво. Поездка на верблюде стоит около 15 или 30 динар с человека,  точно не помню. Плюс по барханам можно галлопом прокатиться на арабском скакуне — 10 динар. Покупать в местных лавках ничего не стоит, так как там продают всякую чепуху, завезенную из городов. Самая большая ошибка, которую можно совершить попав в оазис — остаться в самам оазисе, дожидаясь обратного пути, вместо того чтобы отправиться на часок в пустыню (пешком, на верблюде или хотя бы на квадроцикле).

Ksar Ghilane

Карта Туниса. На карте отмечено поселение Ksar Ghilane

Обратная дорога от Ksar Ghilane и до Мидуна занимает чуть больше времени, так как по пути будет несколько довольно интересных остановок. Наиболее запоминающимися были остановки у местных арабских хранилищ продуктов питания: зерна, фиников, масла и т.д. Хранилище представляет из себя некий «улий» из небольших комнаток, принадлежащих разным владельцам. Здесь народ обменивается продуктами, покупает, продает их и т.д. Точнее говоря — так было раньше. Теперь здесь пусто и место привлекает туристов в основном потому что здесь снимались некоторые сцены из звездных войн. Большинство сцен Звездных войн, в которых действие происходит в пустыне, вообще снимались в Тунисе. Так вот, мы побывали в двух подобных хранилищах. В одном, где-то по пути в Мидун, распложенном не возвышенности каменной пустыни, откуда открывался захватывающий вид на вьющуюся под нами дорогу и далекую белую мечеть. Повслюду стояли старинные глиняные горшки для оливкового масла и прочие брошенные предметы быта. Гид рассказал, что место очень старое и покинули его уже давно. С тех пор оно успело частично разрушиться и поэтому, один из местных толстосумов решил сделать доброе дело и немного все отреставрировать, за что ему спасибо. Ну а второе хранилище располагалось в городе Меденин. Злачное местечко, должен заметить. Посреди хранилищ, здесь находится площадь со стоящим посередине колодцем, а к самой площади, так сказать внутрь памятника ведет узкий проход под аркой. Оказавшись там, тебя сразу окружает толпа тогровцев, от которых приходится уже привычным способом отмахиваться. Вообще, самый лучший способ избавиться от пристающих на улице Остапов Бендеров, это на вопрос «Француз? Немец? Англичанин?», отвечать — «Русский». С русскими они связываться не хотят, толи потому что русские не ведутся на их дешевый развод так откровенно, как это делают немцы с французами, толи потому что русский — слишком сложный язык, чтобы выучить его в условиях Джербы. Я не знаю. Но в хранилищах в Меденине, нам попался какой то торговец-лингвист, который решил блеснуть своими филологическими познаниями в русском языке и в догонку крикнул нам «Банкрот», плюс по-моему какое то оскорбление на русском, которое мы не расслышали. После того как мы осуждающе на него посмотрели, он еще что-то пробубнил себе под нос и скрылся в темной конуре своей лавки, под которую было оборудовано одно из хранилищ.

Warehouse

Хранилища в Тунисе где снимались некоторые эпизоды из Звездных Войн

Поездка подходила к концу, водители уже стали, а в машине становилось душно. Ну и так как остановка в Меденине была последней, то мы направились обратно на Джербу. Дорога очень красивая. Ехали через многокилометровые поля оливковых деревьев и финиковых пальм. На юге Туниса, наиболее подходяший климат для их выращивания. В гостиницу мы вернулись ориентировочно в 16.30. На выходе сунул водителю, при прощальном рукопожатии 10 динар, чему он был очень рад. Ну а потом сразу пошли в бассейн — охлаждаться.

Мой Вам совет, приедете в Тунис — обязательно побывайте в Сахаре. Сейчас я понимаю, что если бы не поехал туда, то сделал бы большую ошибку, ведь в Тунис, каким бы он очаровательным не был, ехать второй раз пока не планирую. Потраченный на дорогу день отпуска стоит нескольких лет приятных воспоминаний.

_________________________________________

Все права защищены. Копирование и публикация возможны только с указанием источника (http://bekassow.ru/).