Велодорожка в Зоесте

Въезда в центр Зоеста. Велосипедная дорожка размечена по центру проезжей части

Велосипед — один из самых популярных видов транспорта в Германии. Во-первых это полезно для здоровья, во-вторых быстро, в-третьих бесплатно, в-четвертых приносит массу положительных эмоций. Вообще сложно найти отрицательные стороны передвижения по городу на велосипеде, тем более когда для этого созданы все необходимые условия. Если приехав в Германию, Вы как и остальные местные велолюбители захотите прокатиться здесь на своем педальном коне, то Вам полезно будет узнать некоторые правила которые действуют на немецких улицах. Практически во всех городах Германии, на тротуарах или на обочине проезжей части располагается велоразметка. Как правило все велосипедные дорожки сделаны из специального нескользящего покрытия красного цвета или просто выделены прерывистой пунктирной линией. На такие дорожки также нанесены рисунки велосипеда и указано направления движения. В городе, движение вдоль проезжей части по велодорожкам осуществляется в том же направлении, что и поток автотранспорта, то есть движение правостороннее. На улицах с односторонним движением, велоспедистам чаще всего разрешено двигаться в любом направлении. Вообще велосипедисты в Германии имеют полное право пользоваться любыми дорогам, кроме автобанов, на равне с остальными участниками дорожного движения при условии соблюдения ПДД. Нюанс заключается лишь в том, что если в том направлении в котором Вы едете на велосипеде есть велосипедная дорожка, но вы её игнорируете и едете по обыкновенной полосе для авто и мототранспорта (на что имеет полное право), то в случае какой-либо аварии вина будет автоматически возложена на Вас.

Между немецками городами

Движение на велосипеде по проезжей части разрешено везде за исключением автобанов и при отстутствии велодорожек.

Поэтому вывод прост, если есть велодорожка — езжайте по ней. Это будет и удобнее и безопаснее для всех участников дорожного движения, в том числе для пешеходов и водителей автомобилей. На велодорожках, велосипедисты имеют полное преимущество, при соблюдении элементарных правил дорожного движения. Конечно же нельзя ехать на красный свет или по пешеходному переходу (на перекрестах только по полосе для велосипедистов, либо со всеми участниками движениями по нужному для Вас ряду, либо идете пешком и катите велосипед рядом). В том случае, если велосипедной дорожки нет, то Вы должны двигаться не по тротуару, а по обочине дороги. При этом Вы также сохраняете преимущество перед остальными участниками движения, которы по немецким правилам, могут обгонять Вас только в том случае если между велосипедом и автомобилем (мотоциклом) расстояние будет не менее 1,5 метров. В некоторых городах Германии, как правило это так называемые Fahrradfreundliche Stadt (город с дружелюбным отношением к велосипедистам, как например Зоест, Мюнстер или Хольцвикеде), велосипедисты имеют преимужество практически на всех центральных улицах. Велодорожки здесь нанесены зачастую не по правому краю дороги, а по середине, таким образом чтобы автомобиле не могли обгонять тех кто за рулем велосипеда и двигались не быстрее средней скорости среднего велолюбителя. Таким образом, власти городов в Германии убивают сразу несколько зайцев. Ну во-первых у автолюбителей отпадает желание ездить по центру городу с невероятно маленькой скоростью, во-вторых местные жители мотивированы передвигаться по центральным районам города на велосипедах, в-третьих сокращаются затраты на реставрацию исторической части города подверженной разрушительному влиянию выхлопных газов моторных ТС и т.д. В таких городах как правило очень тихо и умиротворенно, а жители гуляют по центральным улицам не опасаясь попасть под колеса.

Велодорожка

Велодорожка за пределами города в Германии.

Условия для движения на двухколесном велотраспорте в Германии созданы не только в городе. На велосипеде здесь вполне комфортно можно передвигаться и между городами. Но не забывайте, что велосипедистам запрещен выезд на автобаны и на некоторые федеральные трассы с высокой скоростью потока. Если движение в каком-то направлении на велосипеде запрещено, то обязательно будет висеть знак оповещающий об этом и обязательно же будет иметься велосипедная дорожка, по которой Вы сможете передвигаться не фильтруя выхлопные газы пусть и соответствующих самым высоким экологическим требованиям немецких автомобилей. При движении на велосипеде за городом, двигаться лучше всего по специальным велосипедным маршрутам, велодорожки которых расположены подальше от основного потока траспорта и пролегают которые как правило вдоль полей, лесов, рощь и другого более подходящего для занятия спортом ландшафта. Поэтому, опять же, если Вы собрались ехать на дальнее расстояние, то позаботьтесь заранее о навигаторе с функцией просчета веломаршрутов. Если же навигатора у Вас нет и вообще такая поездка оказалась спонтанной, то двигаться вдоль трасс рекомендуется по обочине, которые в том числе для этого и предусмотренны. Иногда обочины также помечены как полосы для движениия велосипедистов, выезд на которые для автолюбителей запрещен. Очень важно помнить, что выезжая на немецкие улицы, пусть даже и за рулем велосипеда, Вы несете такую же ответственность как и любой другой участник движения. Совершив какое-либо нарушение, ну например проехав на красный свет, через сплошную линию и т.д., Вы подвергнетесь тому же штрафу что и любой другой водитель автомобиля или велосипеда, вплоть то лишения водительских прав (если таковые у Вас имеются). Количество промиле в крови велосипедистов также не может превышать максимально допустимой нормы, применяемой для остальных участников дорожного движения. При этом, если количество промиле в Вашей крови превышает 0,5 то Вам не только запрещается ехать на велосипеде, но и вообще передвигать его за собой. Что касается страховки, то тут важно помнить, что страховка не действует в том случае, если велосипедист попал в аварию двигаясь по проезжей части, в то время когда в том же направлении имелась свободная велодорожка; если велосипедист находился в состоянии алкогольного опьянения и если велосипедист двигался без специального защитного велошлема и светоотражающей одежды.
Правил довольно много, но все они простые и понятные. Больше двух бутылок пива перед тем как сесть за руль велосипеда не пить, на автобан не выезжать, соблюдать ПДД. Вот и всё. Удачи на дорогах Германии!

_________________________________________

Все права защищены. Копирование и публикация возможны только с указанием источника (http://bekassow.ru/).

 

  1. fenixter:

    Спасибо за отличный пост!
    Как раз искал информацию можно ли ездить по дорогам на велосипеде (в случае шоссейного велосипеда как то не очень комфортно ездить по велодорожкам).

  2. bekassow:

    Приятно слышать! Рад что пост пригодился :-) Если есть другие вопросы по теме, с удовольствием отвечу.

  3. Myst:

    Здравствуйте. Мучает вопрос, о котором мне рассказывали многие. Звучит он так — можно ли передвигаться вне города (там, где нет велодорожек) без водительских прав на велосипеде?.. Мне говорили, что права нужны обязательно, если ездишь между городами. Просто очень хочу совершить велопоездку по Германии, но не имею прав. Помогите мне решить дилемму :)
    Спасибо.

    • bekassow:

      Необходимость получения разрешения на управление велосипедом (а не водительских прав) стоит например в Австрии перед детьми достигшими 10 лет. Таким образом если 10 лет ребенку исполнилось в Австрии и начиная с этого возраста у него возникло желание ездить на велосипеде например в школу, то в соответствии с 65 параграфом правил дорожного движения Австрии (§ 65 der Straßenverkehrsordnung) ему необходимо сдать экзамены и получить разрешение.

      В Германии же для детей начальных классов проводятся специальные уроки по правилам дорожного движения, где им разъясняется как безопаснее всего управлять велосипедом и т.д. Но в Германии все это носит рекомендательный характер. Если родители хотят максимально исключить любой риск для своего ребенка за рулем велосипеда, то отдают его на специальные занятия.

      В Германии, управлять не моторизированным транспортным средством (например велосипедом) разрешено без получения специального разрешения. Запрещено управлять велосипедом может быть только человеку, который например был пойман за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Одним словом, велосипедом в Германии могут управлять все. Водительские права для управления велосипедом как в городе так и за его пределами в Германии НЕ нужны. Однако отсутствие водительских прав не освобождает Вас от необходимости соблюдать правила дорожного движения как и не освобождает от ответственности в случае нарушения.

  4. Рейвер:

    Нарыл в сети мутную инфу, что по сути запрещено передвижение на МТБ велосипедах в Германии, кроме спецмаршрутов, где можно уточнить или найти что-нибудь о передвижении именно на таком типе велосипедов? Езжу спокойно, МТБ брался как самый оптимальный для России велосипед :)

    • bekassow:

      Это неправда. На мтб можно кататься как и на любом другом велосипеде. Единственным требованием являются фары в темное время суток, которые на мтб обычно не стоят по умолчанию.
      Кроме того в Германии есть некоторые земли, в которых действует так называем Двухметровый Закон, что означает что поездка на мтб по пересеченной местности разрешена только в том случае если для этого имеется велодорожка или тропа шириной не менее 2 метров.

      • Веломастер на час:

        В Финляндии есть требование: сзади должен быть красный катафот (световозвращающий элемент), спереди белый + шлем обязательно, а как с этим в Германии?

  5. Веломастер на час:

    Спасибо за статью! Сейчас нахожусь в Хельсинки, 302 км за спиной, намучился объезжать автобаны при движении от Выборга до Хельсинки ). Нам один финн сказал, что нельзя ехать по магистралям (зелёные знаки) и по дорогам, где ограничение 80, вот мы и плутали по лесам ), т.к. дублирующие велодорожки есть не везде ). Как оказалось по дорогам с ограничением 80 на велике ехать можно по обочине )

    • Веломастер на час:

      А, да, не написал ), еду в Чехию через Финку, Швецию, Германию, Данию, а потом маршрут ещё неясен. Удачных всем вело-походов!